Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы вызвана тем, что изначально в деятельности любое предприятие должно исходить из нужд и потребностей его потребителей. Это можно определить как рыночную ориентацию, смысл которой заключается в приспособление кадровых, финансовых, материальных и других ресурсов организации к потребности потребителей. Во многих компаниях существует специальный отдел маркетинга, либо специалист, который и занимается изучением рыночного спроса и предложения.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой больше управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров/услуг путем оценки потребностей потребителей и проведении мероприятий для удовлетворения этих потребностей. Для этого определяются возможности предприятия, формируется план действий, итогом которого станет продажа товара или услуги конечному потребителю, и получение прибыли, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, и является главной целью коммерческой организации.
В настоящее время в системе рыночных отношений предприятию становится достаточно сложно функционировать без маркетинговой службы или специалиста-маркетолога. Так как потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия имеют ограничения, необходимость в маркетинге с каждым годом только возрастает. При этом, у каждого субъекта свои потребности, для удовлетворения которых необходим индивидуальный подход.
Объект исследования – рынок МНН Пирацетам и ноотропных препаратов России. Предмет исследования –методы анализа и проведения маркетинговых исследований.
Целью исследования является: на основе проведения маркетингового исследования ноотропных препаратов России определить возможности для продвижения и выхода на рынок новых производителей МНН Пирацетам.
Задачи исследования.
1. Ознакомиться с теоретическими положениями маркетинга в фармацевтике
2. Изучить классификацию на рынке ноотропных препаратов
3. Выполнить маркетинговый анализ МНН Пирацетам
Методы исследования: дедукции, индукции, анализа, синтеза, прогнозирования.
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности в фармацевтической отрасли
1.1. Организация маркетинга на предприятии
В основе понятия «маркетинг» (англ. marketing) лежит слово «рынок» (англ. market). Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором предприятием используется системный подход к решению хозяйственных проблем, а рынок с его требованиями являются критерием эффективности деятельности.
Становится очевидным, что существует большой разрыв между маркетингом в теории, и тем, чем он является в реальной жизни.
Большинство компаний считают, что маркетинг существует, чтобы помочь производству освободиться от созданной продукции. Но истина заключается в обратном - производство существует, чтобы помогать маркетингу. Компания практически всегда может снизить издержки, но процветание и преуспевание приносят компании именно ее маркетинговые идеи и предложения. [17]
Концепция маркетинга - это то, к чему должна стремиться каждая организация. Направленность деловой активности на потребности клиента является единственным способом эффективного ведения бизнеса. Многие компании в своей деятельности ограничиваются только операционным маркетингом, оставляя без внимания маркетинг стратегический.
Создание превосходной ценности для потребителя при получении прибыли - это нечто гораздо большее, чем функция маркетинга. Это цель всей деятельности организации, а не какого-либо отдела. Таким образом, стратегический маркетинг очень важен для всего предприятия, и не должен сводиться к деятельности отдельных служб.
Для роста значения показателей деятельности организации до среднего рыночного уровня, она должна достигнуть устойчивого конкурентного преимущества, и это будет являться результатом создания превосходной ценности для потребителей. Поэтому ключевые компоненты рыночной ориентации – это ориентация на потребителя, ориентация на конкурентов и межфункциональная координация.
Ориентация на потребителя – это направленые усилия по всем уровням организации на создание ценности для потребителя, достижения понимания и предвидение его потребностей. При этом нужно обратить внимание на то, что понятие «товар» означает не только конкретно какое-либо изделие, но и другие его составляющие, которые в конечном счете повлияют на выбор покупателя. Такими составляющими товара могут быть - определенное качество, цвет, оригинальная упаковка, дизайн, эргономические особенности - удобство и простота при использовании, несложность в обращении, понятная инструкция и так далее.
Концепцию маркетинга можно определить как совокупность видений, способов ведения предпринимательской деятельности, которые предприятие использует для достижения своих стратегических целей, направленных на удовлетворение запросов потребителей и получение прибыли, т.е. это задачи, которые нужно решать в рамках маркетинговой деятельности.
В основе маркетинговой концепции лежит максимальное понимание нужд конечных потребителей и осуществление потребительской удовлетворенности. В связи с тем, что в современных условиях на рынке практически отсутствуют свободные ниши, а число конкурентов только увеличивается, продавцу товаров или услуг приходится изыскивать способы и приемы для повышения прибыли. Поэтому, для успешного достижения поставленных целей предприятию необходимо постоянно находиться в поиске новых и оптимальных программ, способных повысить прибыльность. Ответ на главный стратегический вопрос относительно выбора средств и возможностей увеличения прибыли и дает концепция маркетинга. Ее основная цель - сформулировать задачи, которые необходимо решить для достижения желаемых показателей. Из этого следует, что концепция маркетинга - это важный фактор планирования стратегии. Маркетинговая концепция дает возможность предприятию адаптироваться к переменам в рыночной среде, контролировать спрос.
Но маркетинговая концепция не предлагает простых решений. Для принятия оптимального решения организации необходимо определить нужды рынка. Большинство компаний оценивают концепцию маркетинга как одну из главных в деятельности организации. Недооценка маркетинговой концепции может привести к уменьшению оборота и снижению прибыли. Смысл концепции маркетинга заключен в направленности всех отделов предприятия на предугадывание и удовлетворение желаний потребителей, и возможность поддержания с ними коммуникаций в дальнейшем, применяя для этого более эффективные способы, чем у конкурентов. Достижение удовлетворения потребителей возможно в результате комплексного подхода и использования специальных инструментов. Все без исключения подразделения должны принимать участие в реализации маркетинговой концепции и эффективно взаимодействовать. Для эффективной реализации концепции маркетинга на предприятии целесообразно создание соответствующего отдела маркетинга, или отдельного специалиста в зависимости от масштаба деятельности организации.
Сегодня в условиях жесткой конкуренции без таких специалистов, осуществляющих проведение маркетинговых исследований, изучение спроса, требований потребителей, предприятию затруднительно оставаться конкурентоспособным В развитии структуры маркетинга можно выделить четыре основных этапа, которые встречаются в деятельности компаний и в настоящее время
На 1 этап е функции маркетинг, а распределен ы. Роль сбыт а товаров принадлежит отдел у продаж. Маркетинговые исследования, планирование сбыта и рекламы не проводятся
На 2 этапе концентрация задач маркетинга вокруг функции продаж. Сбытовые проблемы и осознание значимости роли маркетинга повлияли на организационные изменения Сбыт стал переходить под руководство одного руководителя, а также связанные со сбытом функции других отделов.
На 3 этап е происходит выделение маркетинга в специальную самостоятельную службу, имеющую равные права с другими подразделениями организации. Отдел маркетинга отвечает за планирование, развитие продукта, ценообразование. Теперь решения о внешнем виде, упаковке, названии продукта принимает руководитель маркетинга, а не руководитель предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болодурина, И. П. Проблемы автоматизации маркетинговой деятельности промышленных предприятий / И. П. Болодурина, О. С. Косткина // Вестник Ростовского государственного университета. - 2015.
2. Бушуева, Л. И. Использование концепции организационных инноваций для управления процессом внедрения систем информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятельности / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом, 2019.
3. Васильев, В.Н. Основы маркетинга: Учебное пособие. ч. 1. - Ульяновск: УлГТУ, 2021.- 40 с.;
4. Гавриленко, Н. И. Возрастание роли стратегического маркетинга в управлении хозяйствующими субъектами / Н. И. Гавриленко // Менеджмент в России и за рубежом, 2021.
5. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость:
6. Дашевский, М. Рекламодатель, стройся! / М. Дашевский // Маркетинг на предприятии . – 2019.
7. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2018. – 648 с.
8. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / Завьялов П.С. - ИНФРА-М, 2019.
9. Ильин, В. С. Особенности маркетинговой деятельности в современных условиях [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.productguide.ru/products-7377-1.html (Дата обращения : 29.04.2022)
10. Кидонь, В. Контроль маркетинговой деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bma.ru/biblioteka-marketologa/kontrol-marketingovojdeyatelnosti/?lang=ru (Дата обращения : 29.04.2022)
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер - М. : Вильямс, 2019– №3. – с. 11-14
12. Ламбен, Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / Ламбен ЖанЖак, СПб.: Питер, 2014.
13. Матковская, Я.С. Оценка эффективности маркетинговых инвестиций при коммерциализации инновационных технологий / Я. С. Матковская // Финансы и кредит. – 2010.
14. Маяцкая, И. Н. Процессный подход в маркетинговой деятельности / И.Н. Маяцкая // Российское предпринимательство. – 2019— №7. — С. 33-36..
15. Мусиенко, Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 383-386.
16. Носова, С. С. Экономическая теория: учебник - М.: КНОРУС, 2018. – 383 с.
17. Орлов, А. Н. Виды и функции маркетинговой деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://business2business.ru/buy-sell/248-vidy-i-funkciimarketingovoj-deyatelnosti.html (Дата обращения : 29.04.2022)
18. Попкова, Е.Г. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cis2000.ru/Budgeting/MarketingResearch.shtml (Дата обращения : 29.04.2022)
19. Уварова Ю. Рынок ноотропных препаратов. / Ю. Уварова // Ремедиум. – 2019. – №3 – с. 20-21.
20. Улезко А.В., Платонова Ю.В. Психотропные средства в психиатрической практике / А.В. Улезко, Ю.В. Платонова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 176 с. Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 416 c.
21. Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие / П.В. Шеметов, Чередникова Л.А., С.В. Петухова. – Омега-Л, 2019. – 407 с.
22. Шилова И.В. Состояние и перспективы развития рынка лекарственных средств ноотропного действия // И.В. Шилова, Ю.А. Музыра, Е.А. Краснов, Н.И. Суслов, Т.П. Новожеева, Е.Н. Макаренко // Фармация. –2020. – №3. – с. 15-17
23. Щербич Г.А, Искра С.Ю., Карелина Н.В. Маркетинговые коммуникации. Практикум / Г.А. Щербич, С.Ю. Искра, Н.В. Карелина. – БГЭУ, 2018. – 147 с.
24. Регистр лекарственных средств России РЛС Энциклопедия лекарств: Справочник // М.: РЛС-МЕДИА – Вып.24. – 2019. – 1296 с.